ДОСТУПНАЯ СРЕДА


                   Доступная среда-многоцелевая государственная программа по защите и поддержке отдельных слоев населения, которые ограничены в своих действиях из-за состояния физического или психического здоровья. Иными словами, это комплекс мер, поддерживаемый федеральными и региональными органами власти и направленный на реабилитацию и абилитацию (лечебно-педагогические действия по отношению к ограниченным людям или лицам с подорванной психикой с целью создания для них смысла жизни и иных оптимистических взглядов) инвалидов и других граждан, ведущих малоподвижный образ деятельности.                                       

    Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами  образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации.

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (далее ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Обследование детей ПМПК осуществляется по письменному заявлению родителей (законных представителей). Необходимо помнить, что статус может быть изменен, если у ребенка наблюдается положительная динамика в результате оказанной психолого-педагогической помощи.

Инвалид —  лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид». Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы.

    Нормативно – правовая база по обеспечению условий доступности для воспитанников 

с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов

                Наличие детей с ОВЗ,

детей-инвалидов в группах общеразвивающего вида

    В ДОУ воспитываются 6 детей с ОВЗ (нарушение речи), которые посещают общеразвивающие группы согласно возрасту и получают логопедическую помощь на   логопункте.   Среди воспитанников ДОУ  3 ребенка-инвалида.

Обеспечение доступа в здание ДОУ детей-инвалидов и детей с ОВЗ

  Согласно приказа Министерства образования от 9 ноября 2015 г. №1309 в образовательной организации целенаправленно и планомерно проводится комплекс мероприятий по обеспечению доступа в здание ДОУ детей-инвалидов и детей с ОВЗ: приказом по учреждению определены ответственные должностные лица за организацию работы по обеспечению условий доступности,  организовывается инструктирование специалистов, работающих с детьми-инвалидами и  детьми с ОВЗ, а также сотрудников, задействованных по вопросам, связанным с обеспечением доступности; по результатам комиссионного обследования  оформлен Паспорт доступности, отражающий оценку соответствия уровня доступности в ДОУ заявленным законодательством РФ требованиям; разработан план действий по обеспечению доступности в форме Дорожной карты. По состоянию  на 1 сентября 2017 года выполнен следующий перечень мероприятий, реализуемых для достижения запланированных показателей доступности:

  •  содействие ребенку-инвалиду при входе в ДОУ и выходе из него,
  • информирование о доступных маршрутах общественного транспорта,
  • адаптация официального сайта ДОУ для лиц с нарушениями зрения (версия для слабовидящих),
  • наличие  плоских информационных знаков.

Помещения для организации образовательного процесса для  воспитанников с ОВЗ и  детей-инвалидов

     Для детей-инвалидов и детей с ОВЗ оборудованы кабинеты учителей-логопедов, педагога-психолога, физкультурный зал,  музыкальный зал, бассейн.Все помещения, предназначенные для организации образовательного процесса с детьми-инвалидами и лицами с ОВЗ, оснащены различными дидактическими пособиями, которые могут быть использованы в ходе коррекционно-развивающей деятельности специалистов.

Условия обучения воспитанников  с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов

     Коррекционно-педагогическую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам оказывают учителя-логопеды, педагог-психолог, воспитатели групп и специалисты, организуя как фронтальные,  подгрупповые, так и индивидуальные формы работы.  

   Для коррекции нарушений развития детей с ОВЗ разработана специальная адаптированная образовательная программа, в основе вариативной примерной адаптированной основной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет (автор Н.В. Нищева) с учетом особенностей психофизического и речевого развития детей, их индивидуальных возможностей.  В работе с  детьми-инвалидами предусмотрено исполнение  мероприятий, определенных ИПРА ребенка-инвалида.

   В детском саду функционирует ПМПк, целью которого является психолого-педагогическое сопровождение ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в учебно-воспитательном процессе: усвоение соответствующих общеобразовательных программ, коррекция отклонений в развитии, социальная адаптация, психологическое развитие воспитанников в специально созданных в образовательном учреждении психолого-педагогических условиях.

  Условия охраны здоровья воспитанников с ограниченными возможностями здоровья,  детей-инвалидов

Планирование и проведение работы по охране здоровья воспитанников осуществляется в двух направлениях: педагогическом и медицинском. Медицинское обслуживание детей в ДОУ осуществляется  медицинской сестрой. Медицинский блок состоит из медицинского и процедурного кабинета. Медицинский кабинет оснащен  оборудованием, инвентарем и инструментарием в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13, имеется достаточное количество медикаментов для оказания первой неотложной помощи, здесь же происходит осмотр детей. В образовательном учреждении с целью охраны здоровья воспитанников проводятся следующее мероприятия:

  •  проведение профилактических осмотров;
  •  мероприятия по обеспечению адаптации в образовательном учреждении;
  •  осуществление систематического медицинского контроля за физическим развитием воспитанников и уровнем их заболеваемости;
  •  обеспечение контроля за санитарно-гигиеническим состоянием образовательного учреждения;
  •  осуществление контроля за выполнением санитарных норм и правил.

Согласно СанПиН от 2.4.1.3049-13 разрабатывается режим дня детей в ДОУ с обязательным учетом возраста детей. В режиме обязательно отражаются время приема пищи, прогулок, дневного сна. составляется расписание непосредственно  образовательной деятельности для каждой группы детей. В период летних каникул проводятся экскурсии, развлечения. Укрепление здоровья осуществляется через совершенствование физического развития детей на физкультурных занятиях. В детском саду проводятся: утренняя гимнастика, подвижные и малоподвижные игры, гимнастика после сна, гигиенические процедуры. Прогулка – обязательный элемент режима дня ребенка в ДОУ. На прогулке обеспечивается возможность для двигательной активности детей, виды игр варьируются в зависимости от сезона.

Здание детского сада оснащено противопожарной звуковой сигнализацией, необходимыми табличками и указателями с обеспечением визуальной и звуковой информацией для сигнализации об опасности;

 Организация питания  воспитанников  с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов

Питание детей осуществляется в соответствии с действующими Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13, утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 15.05.2013г. Питание детей-инвалидов и детей с ОВЗ осуществляется на общих условиях.Для получения воспитанниками с ОВЗ и детьми-инвалидами  полноценного сбалансированного питания в ДОУ составлено десятидневное перспективное меню, организовано 4-х разовое питание.  Весь процесс приготовления блюд происходит на пищеблоке. Готовая пища выдается только после снятия пробы медработником и соответствующей записи в журнале результатов оценки готовых блюд.Организация питания постоянно находится под контролем администрации.  За организацией и  приемом пищи детьми в групповых комнатах ведут контроль воспитатели и младший воспитатель